УФАС разберется с монополией на топливном рынке.

07-04-2010 | 11:41

Южноуральский автомобилист обратился с открытым письмом к новому губернатору Челябинской области. Первыми на заявление отреагировали антимонопольщики.

Как сообщили в пресс-службе Челябинского УФАС, южноуральские антимонопольщики начали проверку деятельности ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт". Конкретно УФАС интересует законность эксплуатации этой компанией перекачивающей станции ОАО "Уралтранснефтепродукт". Этим моментом структура заинтересовалась после открытого письма автомобилиста в адрес нового губернатора Челябинской области Михаила Юревича. В нем "Лукойл-Уралнефтепродукт" обвиняют в монополизации топливного рынка путем ограничения доступа к трубопроводу ОАО "Уралтранснефтепродукт".

Данный трубопровод проходит по территории региона и предназначен для доставки топлива от Башкирских нефтеперерабатывающих заводов до Казахстана. Такой вид транспортировки обеспечивает самую низкую стоимость доставки и является наиболее эффективным для небольших топливных компаний. Свободный доступ к "трубе" создает условия для полноценной конкуренции топливных компаний. Он позволяет мелким игрокам соперничать с крупными брендами, тем самым сдерживая рост цен. Доступ к трубопроводу осуществляется через линейные перекачивающие диспетчерские станции. Самая крупнафя работает в "Новосинеглазово" еще с советских времен. Здесь всегда был пункт автоналива, позволяющий закачивать топливо в автобензовозы.

"Но 5 лет назад начались странные вещи: ЛПДС "Новосинеглазово" перестала осуществлять отпуск топлива в автобензовозы, и теперь работает только с железнодорожными цистернами, что перекрывает доступ к "трубе" некрупных компаний. Другая ЛПДС, работающая с автоналивом, - это "Октябрьский" блок ЛУКОЙЛа. После указанных изменений ЛУКОЙЛ ощутимо увеличил цены, видимо из-за того, что он стал монополистом. Для сравнения, отпускная цена топлива на ЛПДС "Октябрьский" на 500-1000 рублей выше, чем на ЛПДС "Хохлы" в Курганской области, которая находится в 200 км восточнее Челябинска, а значит, по логике, должна продавать топливо по более высоким ценам, ведь затраты на перекачку туда выше. Таким образом, возникли условия для установления монопольных цен на топливо. Независимые игроки рынка вынуждены покупать топливо либо у ЛУКОЙЛа по их ценам, либо привозить его с ЛПДС из Курганской области, но это крюк в 400 км и 5-10 часов стояния в очереди, что аннулирует экономический эффект всего мероприятия", - говорится в открытом письме.

В настоящее время антимонопольный орган направил запросы ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" и ОАО "Уралтранснефтепродукт" для проверки сведений, изложенных в данном послании Юревичу.
В случае выявленных нарушений Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России будут приняты меры антимонопольного реагирования.

Источник: Деловой квартал. Челябинск.